Как правильно загрунтовать холст


 

   Натянутый на подрамник холст (а для этюдов  это может быть бортовка или двунитка) следует проклеить. Эта операция необходима для создания защитного слоя и заполнения небольших пустот между нитями материала. Проклейку следует производить желатином, но в случае, если не требуется высокое качество обработки холста, можно применить и клей ПВА. По собственному опыту могу утверждать, что работы на холстах, проклеенных клеем ПВА, прекрасно выдерживают изменения влажности и температуры, и после 15 лет не имеют видимых повреждений грунта и красочного слоя.

   Для приготовления желатина следует в ёмкость с холодной водой засыпать гранулы желатина, и, дождавшись набухания этих гранул, нагреть на малом огне и довести до кипения. Затем остудить. Когда желатин приобретёт желеобразную консистенцию, можно начинать проклейку. Для этого, с помощью мастихина, ножа или металлической линейки, втирать желеобразную массу, стараясь равномерно распределять  её по холсту и заполнять небольшие дырочки. Качество обработки можно контролировать на просвет.

Эту операцию следует повторить после просушки холста до получения желаемого качества проклейки.  Обычно достаточно – 2 – 3 раза.

Аналогично проводится проклейка и с помощью клея ПВА.

 После просушки проклеенного холста следует убрать узелки и неровности с помощью скальпеля или лезвия безопасной бритвы, в некоторых случаях следует дополнительно проклеить обнажившиеся нити  в месте среза. После этого можно приступить непосредственно к грунтовке. Для  этой цели великолепно подходит акриловый грунт, он достаточно прочен и эластичен, хорошо держит красочный слой. Для создания более тонкого и равномерного покрытия грунт следует немного развести кипячёной водой (охлаждённой) и наносить на холст с помощью щетинной кисти.

 Кроме того можно применить и качественную водоэмульсионную краску, но в этом случае есть опасность получить грунт с неоправданно сильными «тянущими» свойствами. То есть такой грунт будет слишком сильно впитывать масло из красочной смеси, и красочный слой будет приобретать матовую и непрочную поверхность (так называемою «пожухлость»). Причём этот эффект будет сильно зависеть от толщины красочного слоя, чем он тоньше – тем сильнее будет проявляться пожухлость.

В некоторых случаях имеет смысл сделать цветной грунт. Для чего можно использовать готовый акриловый грунт (в продаже можно найти грунт различных цветов  - от белого до чёрного). Но можно и добавит краситель в обычный белый грунт, или использовать водоэмульсионную краску нужного колера.

  Качество работы можно проконтролировать по обратной стороне холста. Если грунт не просочился на обратную сторону холста, в виде отдельных точек – работа сделана достаточно качественно.