Статьи из старых учебников

26 мая 2013 - Администратор
article2.jpg

АКВАРЕЛЬ

Основная особенность акварели (от латинского acua — вода) — прозрачность ее красок. Это единственная живописная техника, которая полностью обходится без белил. Вместо них здесь работает белизна бумаги, которая просвечивает сквозь наложенные на нее краски, а нужный цвет может быть получен как смешением красок на палитре, так и наложением их друг на друга непосредственно на бумаге. Для. достижения наивысшей яркости (в бликах, например) просто оставляются небольшие участки почти или даже совсем незакрашенной бумаги.В. Богаткин. туман рассеивается. акварель

Отсюда ясно, что акварель, в отличие от масла или темперы, практически почти не допускает переделок— новым перекрытием красками можно только утемнить, но сделать темное светлым уже нельзя. Серьезный промах здесь полностью не исправишь. Поэтому прежде чем художник положит первый мазок кистью, он должен мысленно представить весь последующий ход своей работы. Конечно, можно испорченное место исправить с помощью белил, но это мало поможет делу вследствие иного характера белильной техники, совсем другой фактуры — исправленное место будет вырываться из общего строя живописи, впечатление свежести и цельности работы исчезнет. Поэтому в акварели, если грубый промах замечен на сравнительно ранней стадии, то губкой или большой кистью смывают всю работу или какую-то ее часть. Остается лишь бледный, едва заметный красочный след. Дав ему подсохнуть, начинают писать почти заново.

Красота акварельной техники в ее влажности. Кисть должна быть набухшей от краски, краска как бы сама должна течь по бумаге, а кисть только помогать ей правильно распределяться. Самое неприятное в акварели, когда неопытный художник мажет полусухой кистью по сухой бумаге. Особенно это относится к большим более или менее одноцветным пространствам на листе (чистое небо, спокойная гладь воды) — их обязательно следует делать широкой, плавной заливкой. А сухой (вернее осушенной стряхиванием) кистью только подбирают и удаляют излишек краски. Поэтому при работе акварелью, чтобы жидкая краска свободно двигалась по бумаге, последняя должна иметь наклон в пределах 30—45° к горизонтальной плоскости.

Рисунок под акварель должен быть очень легким, контурным. Если рисунок требует проработки, то его полностью делают на другом листе, а на будущую акварель переносят с него только самые необходимые контуры.

Различают три способа работы акварелью. Во-первых, можно работать многослойно, делая первую общую

прокладку красками очень легко, гораздо слабее и прозрачнее, чем в натуре, а затем постепенно усиливая звучание цвета последовательным тонким лессировочным наслоением цвета на подсохшие предыдущие слои. Во-вторых, работают по сухой же бумаге, но в один слой, кладя сразу на белую бумагу нужный цвет в полную силу. В-третьих, в один слой работают и по влажной бумаге, когда мазки слегка расплываются и, сливаясь, лишаются четких границ. Однако такая техника непроста -верно чувствовать и определять нужную степень влажности поможет только большой личный опыт. Нанесение мазков на слишком мокрую бумагу может сильно ослабить, разбелить, смыть цвет.Рисунок 1

Практически чаще всего все три метода могут иметь место в одной работе, в зависимости от характера изображаемых деталей. Например, дымка, туман, дождливая даль могут быть изображены по мокрому. Наоборот, детали первого плана — камни, деревья и прочее могут быть даны отчетливыми, резкими мазками по сухому. Для достижения мягкости

мазков акварелисты иногда поддерживают бумагу в постоянно волглом состоянии, для чего под нее помещают влажную шерстяную ткань (желательно белую).

Начинающему акварелисту лучше писать по сухой бумаге, работа по мокрому требует опыта и известной технической виртуозности. При работе надо стараться брать цвет как можно ближе к натуре, в полную силу, избегая многих перекрытий и особенно смывок, которые делают работу «замученной». Цвет, положенный сразу в полную силу на белую бумагу, будет самым чистым и полнозвучным. При этом еще надо помнить, что акварель при высыхании несколько светлеет. Мокрые краски выглядят темнее и насыщеннее, особенно в окружении белого поля бумаги, и неопытный акварелист зачастую робеет и берет цвет нежнее, чем следовало бы. Такой цвет, высохнув, да еще в окружении других цветов, выглядит совсем немощно. Надо это сразу учесть и учиться брать цвет нужной силы.

Иногда по всей поверхности бумаги делают предварительную общую слабую подкладку цветом или цветами, наиболее характерными дли общего колорита изображаемого (например, розовую — для сильного солнечного освещения или голубую — для пасмурного).

Проработку особо тонких деталей изображаемого всегда оставляют на самый конец.

Интересный эффект иногда может дать обдуманное и осторожное применение светлых цветных карандашей на восковой основе или просто заостренной палочки чистого воска. Отмечая таким карандашом острый искрящийся блик в зрачке глаза, на блестящих предметах или гребешках волн, можно затем смело покрывать эти места краской, не заботясь об оставлении бликов — они останутся сами собой благодаря воску, с которым краска не соединится. Этим приемом пользовались мастера XVIII—XIX веков, особенно в портретах-миниатюрах.

Акварельная техника не требует сколько-нибудь сложного оборудования, грунтованного холста, особых разбавителей для красок и большого количества кистей. Нужны мягкие толстые кисти, которые, однако, в мокром виде при стряхивании дают острый конец. Такими кистями можно и сделать широкую заливку и провести толстую полосу и тонкую линию. Чистой, хорошо осушенной стряхиванием кистью можно снять излишек краски, засечь границу -потека. В акварели в основном употребляются кисти из мягкого хвостового волоса некоторых животных. В первую очередь это колонковые и беличьи. Бывают также куньи, барсуковые, собольи, хорьковые и т. д.

Щетинные кисти употребляются очень редко, только для достижения каких-нибудь особых технических эффектов, например, при передаче фактуры какого-то предмета. Для начала надо иметь две беличьи кисти — одну № 10—12 и другую — № 18—20, которыми в основном и ведется работа, и одну тонкую колонковую № 2 для особо подробной деталировки. Одна из больших кистей всегда должна быть чистой и обезвоженной — наготове для ликвидации нежелательных потеков и других быстрых поправок.

При работе, прежде чем взять новую краску, надо ополоснуть кисть в воде. Осушить кисть можно только сильным стряхиванием, а ни в коем случае не пальцами: на коже всегда имеется жир, который в таком случае перейдет на кисть. После работы кисти хорошо прополаскиваются в холодной воде, стряхиваются и ставятся вертикально (в стакан) волосом вверх. Если кисти не потребуются для работы значительное время, то можно каждую закатать в бумажный чехол — это поможет им лучше сохранить форму и убережет их от моли. Если кисти высыхают грязными, волос становится ломким, но нельзя кисть и оставлять надолго в воде — она перепреет.

Акварельные краски должны легко растворяться и браться на кисть, быть прозрачными, обладать чистым и насыщенным цветом. Для акварели решающую роль играет связующее, которое должно быть бесцветным, легко растворимым в воде и эластичным. Таким связующим являются так называемые камеди, то есть прозрачный, затвердевающий на воздухе сок, вытекающий из надрезов на стволах плодовых деревьев или африканской акации (последний называется гуммиарабиком). В эти природные клеи добавляют еще пластификаторы и антисептики.

Лучшие отечественные акварельные краски — ленинградские («Ленинград» в ванночках и «Нева» в тюбиках), а также московского завода «Красный художник». Наборы красок, выпускаемые другими предприятиями, как правило, не отвечают требованиям, предъявляемым к художественным краскам.

Пигменты для акварельных красок - берутся те же, что и для масляных, темперы и других, но требования к размельчению здесь особенно высокие — разведенные в воде, они должны находиться во взвешенном состоянии, не ссаживаясь. Такому размельчению поддаются не все краски. Некоторые при растворении все же дают порошкообразный осадок. Их так и называют осадочными.

Такие осадочные краски хуже сцепляются с бумагой, легко смываются, почти не позволяют перекрытия, и поэтому их стараются накладывать в живописи в последнюю очередь. К таким краскам относятся, например, земляные — умбра, сепия, охра.

Приступая к работе, краски надо слегка смочить, чтобы они несколько размякли и легко брались на кисть.

Наилучшая палитра для акварели— из металла или пластмассы с лунками для разведения красок (примерно такая же, как для темперы) . Часто пользуются вместо палитры куском той же бумаги, на которой пишут этюд, но это плохо, потому что от перемешивания на размокшей бумаге краски несколько загрязняются и мутнеют.

Заменяя полностью белила, бумага в акварели играет особенно большую роль. Если бумага со временем пожелтеет — значит пропадет акварель! Поэтому некоторые акварелисты, чтобы в какой-то степени нейтрализовать это возможное будущее пожелтение, перед началом работы весь лист покрывают тончайшим прозрачным слоем голубой краски. Остерегаясь пожелтения бумаги, акварели хранят в папках или в альбомах. В музеях они обычно прикрыты темными занавесками, которые зрители сами отодвигают и, посмотрев, закрывают снова. И уж во всяком случае акварели полагается вешать как можно дальше от прямых лучей солнца.

Лучшая бумага для акварели, -  крупнозернистый ватман, особенно для длительной работы, когда предполагается многократное наложение красок, а также и смывка губкой. Некоторые акварелисты перед использованием ватмана слегка промывают его с помощью губки теплой водой, чем несколько снижают его проклеенность. Практически вполне пригодны все сорта зернистой и плотной чертежной бумаги. Не годятся гладкие, глянцевые сорта краска будет очень плохо соединяться с их поверхностью.Рисунок 2

Для работы акварелью бумагу надо обязательно укреплять, так как от намокания она будет вздуваться и коробиться. Ее следует, предварительно намочив, наклеить на покрытый фанерой подрамник. Можно при этом для быстроты заменить клей кнопками, втыкая их через 5—6 см. Подрамник в таком случае надо иметь из мягкого дерева, например из липы. Удобно натягивать бумагу и на стиратор, представляющий собой две рамки, одна из которых входит в другую, зажимая бумагу. На внутреннюю рамку под бумагу подкладывается лист фанеры или дюраля. Последний лучше, так как он позволяет подкладывать под бумагу мокрую ткань. Для этюдов можно сделать склейку, оклеив по периметру стопку бумаги с подложенной под нее фанеркой или толстой прочной картонкой такого же формата.

Этюдники для акварели делаются более легкими и плоскими, чем для масла, с пластмассовой палитрой. Разумеется, можно пользоваться и любым «масляным» этюдником, хотя для этого он несколько тяжел и громоздок.

Можно вместо этюдника сделать легкую и удобную папку из тонкого брезента, дерматина или клеенки в которой будет помещаться все, что нужно для работы на плейере, включая «склейку».

Нужно обзавестись удобной посудой для воды. Воду редко приходится брать из дома, обычно ее можно найти на месте работы, а носить с собой банку или кружку неудобно. Самое лучшее — это медицинский пузырь для льда, и особенно не резиновый, а из прорезиненной ткани. Можно и самому сделать отличный мешок для воды из детской клеенки, которая продается в аптеках, с проволочным «горлом»(илл. 84, справа). Такой пузырь или мешок, вмещая 1,5—2 литра воды, в пустом виде может быть свернут в маленький комок.

 

А. ЩИПАНОВ
Художнику любителю
Советский   художник • Москва 1971 г.

 

КРАСКИ И ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ

Акварель

 

Одним из самых популярных видов живописи является акварель.

В состав акварельных красок входят измельченные в тонкие порошки красители и, в качестве связующего, вишневая или терновая камедь (наплывы на стволах этих деревьев в местах повреждения коры), а также смола сибирской лиственницы. Добавляют иногда еще плодовый сахар — фруктозу, полученную из свежего пчелиного меда, бычью и свиную желчь, глицерин и т. п. Все эти связующие вещества почти бесцветны и дают возможность разводить акварельные краски водой, откуда и происходит название „акварель" (латинское слово „ACUA" значит — вода).

Главное достоинство и особенность акварельных красок заключается в том, что, работая ими, можно добиться исключительной прозрачности и чистоты цвета. Возможность проложить цвет так, что через него будет просвечивать бумага, наложить один тончайший слой краски на другой, так чтобы нижний цвет просвечивал через верхний, образуя новый цветовой оттенок, возможность постепенного усиления цвета повторной заливкой — все это создает богатые преимущества акварели, отсутствующие в других видах живописи. Однако техника акварели требует большой осторожности, терпения и выдержки, так как ошибочно нанесенный мазок акварельной краски почти не поддается исправлению.

Приступая к работе, надо прежде всего позаботиться о бумаге. Бумага должна быть обязательно чисто белой, в меру плотной и слегка шероховатой, лучше всего сорта „ватман" или „полуватман". На гладкой бумаге акварель плохо ложится, потому что краска скользит по бумаге и не скрепляется с ней. На более шероховатой бумаге мельчайшие частицы красящего вещества внедряются в ее поры и закрепляются при высыхании клеем из связующего вещества. Поэтому так важно брать для акварели не гладкую бумагу, а слегка зернистую. Разумеется, тонкая или рыхлая бумага тоже непригодна для акварельных красок, так как такая бумага быстро промокает, краска на ней расплывается и четкость рисунка теряется.

От смачивания водой любая бумага может покоробиться, -поэтому при работе акварелью следует бумагу натягивать на планшет указанным выше способом или воспользоваться для этой цели стиратором.

Акварельные краски обычно продают наборами в коробках. Акварель в коробках уложена либо в виде твердых плиток, либо содержится в фаянсовых чашечках (мягкая акварель), либо в оловянных тюбиках (полужидкая акварель). Любым^из этих наборов можно пользоваться для работы, но лучше всего брать те, где есть надпись „тонко-тертые",'а также указаны названия красителей или пигментов. Если на краске обозначен только цвет, а нет названия красителя, то это говорит не в пользу данного сорта краски. Важно подобрать хорошего качества три~основ-ных цвета: красный, желтый и синий. Имея эти три доброкачественные краски, можно, смешивая их в различных дозах, получить и другие цвета: оранжевый» зеленый, фиолетовый и т. д.

Из красных красок необходимо иметь красный, кадмий, из желтых — желтый кадмий, из синих — ультрамарин или кобальт синий. Из других ярких красок полезно иметь: краплак красный, кадмий оранжевый, изумрудную зелень, фиолетовый кобальт. Из коричневых: охру жженую, умбру натуральную и умбру жженую. Из черных — виноградную черную или кость жженую. Белая краска в акварели совсем не нужна. Нередко пользуются для акварельных набросков различного цвета „лаками" растительного происхождения. Большинство из них хорошего качества и вполне пригодны для живописи.

Кисти. Для работы акварелью достаточно иметь две кисти — одной писать, а другую держать в запасе для быстрых поправок и ликвидации подтеков.

Кисти для акварели бывают трех сортов: из волоса колонка (светло-коричневого цвета), из хорькового волоса (черного цвета) и из беличьего (темно-коричневого цвета). Кисти надо выбирать размером побольше, примерно № от 14 до 24. Хорошая кисть для акварели, если ее смочить водой, имеет тонко заостренный конец (рис. 7). Ею можно проводить • и тонкие линии и заливать краской большие поверхности бумаги.

Акварельная краска легко смывается  с   кистей,  если

От смачивания водой любая бумага может покоробиться, -поэтому при работе акварелью следует бумагу натягивать на планшет указанным выше способом или воспользоваться'для этой цели стиратором.

Акварельные краски обычно продают наборами в коробках. Акварель в коробках уложена либо в виде твердых плиток, либо содержится в фаянсовых чашечках (мягкая акварель), либо в оловянных тюбиках (полужидкая акварель). Любым - из этих наборов можно пользоваться для работы, но лучше всего брать те, где есть надпись „тонко-тертые","а также указаны названия красителей или пигментов. Если на краске обозначен только цвет, а нет названия красителя, то это говорит не в пользу данного сорта краски. Важно подобрать хорошего качества три-основ-ных цвета: красный, желтый и синий. Имея эти три доброкачественные краски, можно, смешивая их в различных дозах, получить и другие цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый и т. д.

Из красных красок необходимо иметь красный кадмий, из желтых — желтый кадмий, из синих — ультрамарин или кобальт синий. Из других ярких красок полезно иметь: краплак красный, кадмий оранжевый, изумрудную зелень, фио­летовый кобальт. Из коричневых: охру жженую, умбру натуральную и умбру жженую. Из черных — виноградную черную или кость жженую. Белая краска в аква­рели совсем не нужна. Нередко пользуются для акварельных набросков различного цвета „лаками" растительного происхождения. Большинство из них хорошего каче­ства и вполне пригодны для живописи.

Рис. 7.   Смоченная водой акварельная кисть

Кисти. Для работы аква­релью достаточно иметь две кисти — одной писать, а дру­гую держать в запасе для бы­стрых поправок и ликвидации подтеков.

Рисунок

Кисти для акварели бывают трех сортов: из волоса колонка (светло-коричневого цвета), из хорькового волоса (черного цвета) и из беличьего (тем­но-коричневого цвета). Кисти надо выбирать размером по­больше, примерно № от 14 до 24. Хорошая кисть для аква­рели, если ее смочить водой, имеет тонко заостренный конец (рис. 7). Ею можно проводить . и тонкие линии и заливать крас­кой большие поверхности бумаги.

Рис.   8.   Содержание запасной кисти во время работы:

а рекомендуемое, б не рекомендуемое


Акварельная краска легко смывается   с   кистей,  если   их промывать в холодной воде. Если работаете несколькими кистями, никогда не остав­ляйте запасную кисть в сосуде с водой. Лучше класть ее на стол или подставку, чтобы конец ее лежал свободно (рис. 8). Помещенная в стакан с водой кисть может утратить свою заостренную форму и стать непригодной.

Техника работы. Весьма важно во время работы акварелью правильно1 держать планшет или стиратор с натянутой на них бумагой. Планшет нельзя ставить вертикально, так как в этом случае краска будет стекать с листа. Не следует также держать планшет совсем горизонтально. В этих случаях вода может скапливаться на листе и, высыхая, оставит пятна расслоившейся краски. Лучше всего придать планшету с бумагой легкий наклон. В таком его положении если на листе и по­явятся подтеки, то их легко будет снять чистой запасной кистью.

Как мы уже говорили, сцепление акварельной краски с бумагой происходит благодаря тому, что мельчайшие частицы красителя проникают в поры бумаги. Поэтому очень важно оберегать бумагу от загрязнения и прочих повреждений ее поверхности. Нельзя, следовательно, безнаказанно для поверхности бумаги смывать или стирать с нее резинкой грязь.

Акварель требует точного рисунка, но его лучше сделать предварительно на другом листе бумаги, а затем, заштриховав мягким карандашом оборотную сторону листа, осторожно перевести рисунок на чистовик. Таким способом поверхность бумаги сохранится в чистоте.

Разводить краски нужно на эмалированной или фарфоровой палитре, роль кото­рой часто выполняет внутренняя сторона крышки коробки для красок или обыкно­венная тарелка. Рядом с палитрой необходимо иметь листок бумаги такого же сорта, как и рабочий лист, для пробы красок. Без предварительной пробы состав­ленного цвета приступать к работе им не рекомендуется.

Чтобы освоиться с техникой акварели, первые упражнения можно выполнить только одной краской, например черной или темно-коричневой. Живопись такого рода можно назвать одноцветной, или монохромной, иначе ее называют „гризайль" *. Естественно возникает вопрос: с чего следует начинать работу акварелью? Чаще всего как в одноцветной, так и в многоцветной акварели начинают с про­писки самых темных мест. Это помогает сразу наметить светотеневые отношения натуры, дает возможность острее почувствовать на первых этапах работы объемность форм, а кроме того, позволяет сохранить большую степень чистоты и свежести кра­сочного слоя, так как придется меньшее количество раз накладывать слой на слой. Однако акварель не допускает в случае ошибки ослабить силу тона, и поэтому следует самые темные места не прокладывать сразу в полную силу, а брать не­много светлее, оставляя „запас" для возможного усиления их в дальнейшем про­цессе уточнения тональных соотношений.

Иногда начинают работу не с самых светлых и не самых темных, а со средних по силе тона мест, переходя потом постепенно к более светлым и более темным местам. Это дает возможность уже в начале работы покрыть тоном значительную

* Гризайль  (франц.   §пзаЦе) — происходит от слова   „дпз" — серый  и   обозначает   живопись, выполненную в различных оттенках одного цвета.


площадь этюда, что потом облегчает процесс сравнения одних мест по отношению к другим.

Широкой известностью пользуется в несложных работах способ „отмывки", или „заливки", их одной краской. Основан этот способ на постоянном усилении цвета путем многократного нанесения кистью тончайших слоев краски один на другой.

Для работы „отмывкой" достаточно развести в небольшой чашечке очень жидко какую-либо краску, лучше всего черную, так чтобы цвет ее был едва заметен. Обильно смоченной в приготовленном растворе кистью закрашивают весь рисунок, кроме самого светлого места. Начинать работу кистью надо с верхнего левого края листа, сгоняя краску вправо и вниз по бумаге (рис. 9). Так как планшет должен лежать слегка наклонно, то краска будет стекать небольшим валиком, постепенно сверху вниз. У нижнего края листа избыток краски следует снять чистой кистью.

Р и с.   9.   Техника работы .отмывкой"

После того как пер­вый слой просохнет, по­крывают снова тем же раствором краски весь рисунок, кроме самого светлого места и тех мест, которые по силе тона немного темнее. За­тем, после просыхания второго слоя, покрывают в третий раз все, кроме первых двух прежде ос­тавленных мест и следую­щего за ними более тем­ного места. Так покры­вают рисунок несколько раз в возрастающей то­нальной последователь­ности до тех пор, пока не

закроют только одно, самое темное место. Накладывая постепенно один слой краски на другой, надо заботиться о том, чтобы не размыть нижнего слоя. Поэтому кистью надо лишь слегка касаться по одному разу одного и того же места.

Прием „отмывки" приучает к порядку и дисциплине в работе, однако он не годится для быстрых набросков или для таких сложных работ, как этюды головы и фигуры человека, где может- стать тормозом в выражении живого, непосредствен­ного наблюдения.

Следует запомнить три основных правила работы акварелью. Нужную вам   краску  следует  разводить  с  избытком,   обильно  смачивая   водой кисть.

Не. накладывать последующий слой краски, пока нижний слой не высохнет. Перекрывать нижний слой надо быстро, чтобы не размыть его.


Не применять белой краски, помня, что в акварели роль белого цвета выпол­няет бумага.

Работа одной краской служит лишь первой ступенью на пути овладения тех­никой акварели и является фактически продолжением работы над тональным рисун­ком, только вместо карандаша или угля в данном случае пользуются кистью и краской.

В живописи полной палитрой возникнут новые задачи и потребуются новые технические средства выражения. Окружающий нас мир бесконечно богат комби­нациями теплых и холодных оттенков различных цветов, но в природе теплые и холодные оттенки не разложены по полочкам, и их иногда бывает трудно найти. В большинстве случаев они присутствуют рядом, и может случиться, что, наблюдая где-нибудь такие колебания теплых и холодных оттенков, вы загоритесь желанием подобрать на палитре смесь этих двух оттенков краски. Однако в результате сме­шения получается грязный цвет, ничего общего не имеющий с тем, какой вы наблю­дали в натуре. Нередко бывает и так, что, потеряв надежду найти соответствующий оттенок цвета, закрашивают данное место на бумаге приблизительным цветом, что дает такой же плохой результат, так как в том и в другом случае происходит утеря цветовых отношений. Положенная краска ничего не выражает и лежит мертвым пятном. Как же быть в таком случае?

Здесь на помощь приходит имеющаяся в акварели возможность проложить один цвет поверх другого так, чтобы через верхний цвет просвечивал нижний. Можно, например, холодноватый оттенок цвета перекрыть тепловатым оттенком и заставить цвет звучать по-новому. Можно, наоборот, поверх теплого оттенка проложить холодный и получить цвет совсем нового оттенка. Можно, наконец, два рядом лежа­щих различных цветовых оттенка перекрыть третьим и получить целую груп­пу цветовых оттенков, объединенных в одно целое. Однако надо учитывать, что акварель при высыхании изменяет цвет — светлеет и теряет до некоторой степени яркость.

Также следует иметь в виду, что, перекрывая один тон другим, вы часто лишае­тесь возможности вернуть прежний оттенок цвета.

Большое значение имеет первый слой красок, светлота его тона и степень яркости. Верхний слой должен быть всегда более тонким, более прозрачным, он не должен убивать нижний цвет, так как его задача — лишь в известной мере вносить поправки, изменения и дополнения в нижний.

Излишняя нагрузка краски в акварельной живописи дает мутный цвет.

Загрязнения красок следует избегать прежде всего на палитре. Если работаете твердыми (в плитках) красками, то их следует чаще промывать и дотрагиваться до них только чистой кистью.

Краски полужидкие (в тюбиках) нужно выдавливать в очень небольшом коли­честве на тарелку или специальную палитру в определенном порядке. Например, можно их расположить по краям тарелки или палитры таким образом: желтые, оранжевые, красные, коричневые, зеленые, синие и фиолетовые краски. Черную краску можно применять лишь в редких случаях, особенно не следует прибегать к ней для усиления теней.


Указанные приемы работы акварелью применяются в тех случаях, когда кра­сками пишут по сухой бумаге.

Существует еще так называемый способ работы „по мокрому", когда вначале бумагу смачивают водой и, подложив под нее, например, мокрый картон, поддержи­вают влажность бумаги от начала до конца работы. Это дает возможность вносить в работу красками исправления, поправки, плавно сводить один тон в другой, усиливать бледный тон введением дополнительной краски, ослаблять слишком силь­ный тон, снимая избытки краски сухой кистью, и т. д. Тем не менее „мокрый" способ считается самым трудным, так как почти невозможно сохранить равномерную влажность бумаги на всем протяжении работы.

Иногда ограничиваются лишь тем, что вначале слегка смачивают бумагу, а затем пишут как обычно, „по сухому". Промывать бумагу перед работой полезно еще и потому, что акварель лучше потом на нее ложится, проникая в мельчайшие поры бумаги.

 

Рисунок и живопись. Том I
 
издательство Искусство 1973г.

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!