Акварель

article1.jpg

 

  Акварель… С этой краской, многие из нас знакомы с пятилетнего возраста. Забавно наблюдать за малышом,  старательно размазывающим по бумаге яркие кляксы , которые, оказываются в восприятии юного живописца образом мамы, папы, соседской собачки или птички, склёвывающей хлебные крошки с подоконника. И после первого знакомства эта замечательная краска сопровождает маленького человека на протяжении всего детства, являясь основным, и зачастую единственным средством зримого отображения его переживаний, открытий, желаний и представлений. Тем, универсальным кодом, который позволяет, ещё не окрепшей сущности ребёнка, делиться своими мыслями с другими людьми, помогает переосмысливать события и находить своё место в этом огромном и непонятном мире.

 

   Но время идёт, человек взрослеет и акварельные краски, вместе с плюшевыми мишками,  куклами и игрушечными машинками исчезают за розовой пеленой детских воспоминаний… 

Тигр улыбается. Автор Дима Ерофеев, 6 лет.

 

  Возможно, именно по причине кажущейся простоты и «несерьёзности» акварели (ведь она нам известна с детства) многие, малознакомые с изобразительным искусством обыватели, считают её  слишком лёгкой, доступной и распространённой техникой, которой владеют даже школьники. Сравнительно небольшое число произведений профессиональных художников в технике акварели (в сравнении с количеством работ маслом) только убеждает их в правоте своих умозаключений. Но так, ли это на самом деле? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

 

С древнейших времён человеку были известны водорастворимые краски, это и понятно, поскольку самый первый краситель, открытый человеком был водный раствор глины, точнее мелкодисперсная смесь, которой пещерный человек окрашивал свои рисунки на сводах пещер. Огромный шаг в развитии изобразительного искусства был сделан с изобретением краски, где кроме самого красителя имелся и связующий компонент, который склеивал между собой частички красящего пигмента и удерживал их на окрашенной поверхности.

 

  Первые краски такого рода так же были на водной основе, а в качестве связующего применялся яичный желток, либо желатин или казеин, полученный из вываренных костей животных. И по сей день, такие краски применяются художниками и называются они темперными. Практически вся ранняя живопись выполнялась именно темперой. Только в XVI веке на смену темперным пришли масляные краски, которые имели ряд преимуществ, которые по достоинству оценили художники того времени. Основным достоинством масляной краски была очень низкая скорость высыхания красочного слоя. Тот, кто, хоть немного, знаком с техникой живописи, прекрасно понимает, что это дёт возможность неспешной, скрупулёзной работы над произведением. Абсолютное большинство мировых шедевров исполнены именно в технике масляной живописи.

 

Во II веке в Китае была изобретена бумага. Трудно переоценить значимость этого открытия для развития человеческой цивилизации, и как следствие была найдена краска, наиболее подходящая для работы на таком замечательном материале. В качестве связующего компонента здесь применялся  кожный или рыбий  клей  либо фруктовая камедь – смолистые выделения на стволах фруктовых деревьев. Эта краска давала необыкновенно прозрачный слой, позволяющий обходиться совершенно без белил, в качестве которых использовалась естественная белизна бумаги. Особенность  каллиграфии китайских иероглифов трансформировалась в искусство «шо», где каждый знак рассматривался как способ создания красоты, сочетавшее смысловую красоту письменности с изобразительной. По своим свойствам она во многом напоминала китайскую тушь, но имела неоспоримые преимущества при создании живописных произведений. Впоследствии подобные краски были названы водяными или акварельными. Акварель получила широкое распространение в древнем Китае, и достигла расцвета в XII веке, во времена династии Тан.  Техника так называемой водяной живописи была во многом идентична современной акварели. Она оказалась наиболее созвучна медитативному восприятию окружающей действительности в буддистской философии. Образы, созданные китайскими художниками в технике водяной живописи, поражают своей чёткостью и в то же время обобщённостью, необыкновенной гармонией и глубиной. И по сей день, китайская школа акварельной живописи отличается особым мастерством и виртуозным владением всеми тонкостями технических приёмов.

 

В Европу акварель попала только в XVI веке, и поначалу не была по достоинству оценена живописцами того времени. Вероятно произошло это по причине общей тенденции в живописи того времени, уделять неоправданно большое внимание деталям, что было неимоверно сложно в технике акварели. Вполне естественно, что европейские художники пытались писать акварелью, так же, как и темперой или маслом, а это приводило к необходимости вводить белила. В этом случае вся прелесть акварели терялась, и её основные достоинства воспринимались как недостатки.

 

    Долгое время акварель считалась пригодной только для вспомогательных задач, и, по большому счёту, не достойной внимания серьёзных художников. Большому распространению акварели в Европе, в основном способствовали самодеятельные художники, картографы и путешественники у которых была насущная необходимость в быстрых зарисовках значимых географических объектов, ранее неизвестных представителей флоры и фауны, фиксации событий экспедиционной жизни. И для этих целей наиболее подходила именно акварельная техника, не требующая применения каких – либо специальных приспособлений, позволяющая, имея только кисть, краски и воду, создавать вполне приемлемые изображения.

 

Настоящим расцветом акварели в Европе, да и в России, можно считать конец XIX - начало XX века. Тогда новые течения в мире искусства породили иное отношение к изобразительному творчеству, дали больше свободы художнику в выборе средств и материалов, акцентировали внимание не на внешней стороне произведения, реалистичности, точности рисунка, традиционности манеры исполнения, а на его внутреннем содержании - полноте и точности раскрытия образа.  Можно сказать, акварель была открыта заново, во всей полноте и многообразии её проявлений.

 

   Современная акварель имеет в своём арсенале большое количество технических приёмов, значительно расширяющих возможности художника, работающего в этой технике. Это и традиционная многослойная акварель, и "мокрая" акварель, написанная на увлажнённом листе бумаги, а также работы, где сочетаются различные акварельные приёмы.

 

Александр Сушилов
2013г.

 


Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!